Три качества сознания.
Три гуны: саттва, раджас и тамас - являются модусами первоматерии (пракрити). В предметном и идеальном мире (согласно философии санкхьи и йоги все материальное и ментальное рождается из пракрити. Древние мудрецы считали, что в основе любого чувства лежит какая-то реалия. Все чувства сводились к приятному (сукха), болезненному (дукха) и омрачающему (моха), а бесконечное множество реалий пракрити соответственно саттве, тамасу и раджасу) они смешиваются, и тем, какая гуна, доминирует, определяется качество всего сущего, в том числе темперамент и поведение человека.
Саттва, сбалансированная гуна, преобладает в интеллектуальных феноменах и характеризуется сиянием и легкостью. Раджас, энергия и движение, противоположен тамасу - инертности, выраженной на физическом уровне массой, а на психическом - статичностью и косностью.
Йога позволяет справиться с противоречиями и развивать саттвические черты, которые несут в себе свет, сердечность и духовное начало. Конечная цель - устранить зависимость от гун, выйти за пределы пракрити.
Саттва наделяет чистотой, уравновешенностью, здоровьем, легкостью, ясностью ума, лучезарностью, мудростью и любовью.
Проявление раджаса - постоянная активность, переходящая в агрессию. Он не даёт покоя, наполняя всё вокруг мыслями и желаниями. Человеку прививается склонность к противопоставлениям и принуждению других, внушается страсть. Однако есть и полезная сторона: стремление меняться помогает избавиться от старых привычек, болезней и предрассудков.
Тамас, темная и неподвижная гуна, делает человека медлительным, тяжелым на подъем, безразличным и корыстолюбивым. Боль и болезни - тоже последствия тамаса. Его позитивная роль в том, чтобы уравновешивать напор раджаса.
Из книги Петри «Аштанга-йога».